2 мая.
Итак, с места стоянки группы Каравана (около рек Сукромля&Держа)
выезжаю около 10.30. Проезжаю мимо товарищей копателей, и дальше, никак
не находя дорогу, на восток вдоль Держи. Наконец, через полкилометра, попадаю
на дорогу, скорость резко увеличивается, и около 10.50 уже выхожу на трассу
около моста. Немного теряю время, думая, куда ехать. Ну и начинаю ползти
вверх по этому затяжному подъему, который вчера - с Караваном - проходили
на спуск на 30-35 км/ч (это грейдер такой хороший). Только на спуск-то
он хороший, а на подъем все-таки энергии лишней забирает из-за своей грейдерной
сущности. Смотрю на горизонт и думаю о времени - кто раньше придет, я или
он? Николо-Пустынь, вершина подъема. По карте - 260м, т.е. всего метров
50 подъема. Поворот, спуск, более-менее ровный рельеф. Уже видно вышку
связи, очевидно, в Княжьих Горах.
Около 12.00. Въезжаю в Княжьи Горы, вслушиваюсь, не урчит ли чего,
не свистит ли? Всматриваюсь, когда же появится знак переезда. Знак еще
не появился, зато появился переезд. Но не тот, который широкий, а узкий
переезд. Узкоколейка в районе переезда завалена почти доверху щепой.
Прохожий предлагает мне переключиться повыше, типа "слишком быстро
кручу". А я бы и рад, но сил нет переключиться. Вот и широкий переезд,
со знаком. И слышно гудок тепловоза. Но не широкого, а как раз узкого,
видимо, на том переезде сзади. Широкий переезд не закрыт, не знаю - еще
или уже? На платформе видно стоящий народ. За переездом поворачиваю к вокзалу,
и наконец, в 12.07 заползаю на платформу. По приемоотправочнуму пути уже
катится к знаку "Остановка локомотива" простая двойная "машка" с 2 классными.
Как оказалось, оба плацкартные. В таком виде явился пригородный поезд,
называемый в народе "тарзан" (не иначе как за свой довольно специфический
график движения). Долго вылезают многочисленные пассажиры, потом залезают
- уже менее многочисленные.
Чуть больше, чем через час, поезд приходит в Ржев, высаживает пассажиров,
локомотив уходит, а вагоны утаскивают (их должны, по идее, помыть-почистить
перед следующим рейсом, занимающим почти целые сутки, с этим единственным
перерывом в Ржеве). В 16 с чем-то вагоны вновь притаскивают, прицепляется
тот же тепловоз, и в 16.30 поезд идет дальше на запад. Практически на каждой
второй станции ждет встречный или обгоняемый грузовой. Местами около кювета
еще лажат куски снега. Где-то около Нелидово по лесу, переваливаясь, гуляла
парочка серых зайцев.
Что бросается в глаза - на основных переездах в городах, в т.ч. в Нелидово,
уже стоят заградительные устройства, а на станциях на выходе практически
всех веток и даже приемоотправочных путей - по совместительству погрузочно-выгрузочных
- установлены такие модные нынче сбрасыватели, окрашенные в красный или
оранжевый цвет, причем на станциях с ручными стрелками они имеют такой
же ручной привод и такие же замки, как и стрелки.
После ст. Жижица около пути стоят прожекторные светофоры - видимо,
достаточно давно исчезнувшей станции Кодосно.
По ст. Кунья скрещение с 662 пассажирским. Как раз темнеет. За окном
уже виден явственный рельеф местности(вообще-то, строго говоря, он от Западной
Двины потихоньку появляется), где-то горит трава. Артемово и Кунья оборудованы
ЭЦ. Разобранная станция Таборы. Действующая станция Сердце - она так названа,
вроде бы, потому, что от нее до Петербурга, Москвы и Риги практически одинаковое
расстояние.
Великие Луки. Пологие стрелки на входе, пересечение с дорогой на Бологое,
опоры старого путепровода, стрелочные посты, расбросанные по всей станции
на несколько километров, и маневровые светофоры, такие непривычные для
станции с ручными стрелками, причем практически все - мачтовые.
На платформе стоит, внушая приличным людям страх своим суровым взглядом
и решительным выражением лица, железнодорожный мент. Памятуя о различных
имевших место случаях, описанных в литературе, и о том, что машинисты поездов
и (тьфу-тьфу, нафиг-нафиг!) дежурные стрелочного поста порой оказываются
не совсем адекватными людьми, я немного стремаюсь, не высовываюсь, и вообще
как бы сплю и за перегородкой не видно :-)
В общем, мент уходит, по вагону ходить не стали, и на том спасибо.
А вообще хрен его знает, кого он там высматривал, может и кого другого
:)
Примерно 23.30. Новосокольники. Вылезаю из поезда, локомотив которого
тут же обгоняется, чтобы отправиться обратно в Ржев.
Я же захожу в вокзал, чтобы поесть мороженого, и опрометчиво не покупаю
хотя бы 3л хоть какой-нибудь питьевой воды - с собой в этот момент
2 л - кажется, что много, но лучше было бы иметь еще на 3 л больше- день
предстоит неожиданно жаркий!
3 мая.
Часть 1. Фальстарт - Паколовские блуждания, серия вторая.
Поболтавшись на платформе, нацепив на шлем налобный фонарик, в 0.30
направляюсь в сторону переезда в северном конце станции. Идея такова, что
ночью торчать на станции не очень приятно, много всякого народу может ходить
и т.д., не то что поспать, даже отдохнуть нельзя. Поэтому думаю отъехать
от Новосокольников на разумное расстояние, вне зоны действия возможных
пьяных шатаний, и там отдохнуть или поспать. Но вышло иначе.
По городу проезжаю с фонариком и включенным красным хвостовым - есть
какое-то ненулевое движение автомобилей и мотоциклов. Есть и пешеходы на
улице. За пределами города освещение заканчивается, асфальт тоже, начинается
грейдер, но на этот раз в прекрасном состоянии, совсем ровный, разве что
кое-где встречаются пятна зыбучего песка. Но так как небо безоблачное,
и светит полная луна, более целесообразно ехать без фонаря - и для экономии
батареек, и чтобы зря себя не демаскировать за 5 километров. Песок видно
и при свете луны.
1.00 Отъехал вроде уже прилично, но огни города в прямой видимости.
Действительно, никакого резона включать фонари нет. Холодно, т.к. еду совсем
медленно - около 10 км/ч. Слышно какое-то урчание двигателя.
1.15 Повернул к ст. Выдумка, там стоит четный грузовой на боковом пути,
по главному открыт четный выходной. В 1.25 проходит скорый Рига-Москва.
Урчание-то издавал собственно тепловоз грузового.
1.50 Возвращаюсь на трассу, еду в сторону Старосокольников. Грузовой,
кажется, наконец, трогается и свистя турбинами, уходит на Новосокольники.
2.20-2.50 Прохожу Старосокольники. Во дворах лают собаки, но они все
на цепи - вот еще один серьезный резон ехать здесь ночью, т.к. днем они
наверняка будут шататься по улице. Немного заплутал по улицам, но все же
выхожу на трассу М9. Теперь надо проехать по М9 на восток пару километров
до поворота на Паколово. Включаю свет. Ночью тут ехать намного проще, нежели
днем: машин очень мало - раз в минут 10, так что их каждую в отдельности
слышно за 2 км, можно и на обочину сойти. А днем бывает, просто не протолкнуться
между фур, а полос всего 2.
3.15 Поворот на Паколово. Снова выключаю свет. До Удрая идет практически
идеального качества асфальтовая дорога, конечно, есть некоторые уклоны,
но скорость вполне хорошая, более 20, даже тепло стало. Потом качество
дороги несколько ухудшается, но все равно очень хорошая дорога. Даже ни
фига не заметно при свете луны, где же именно кончается асфальт, и начинается
грейдер.
4.00 Паколово. В прошлый раз я здесь был тоже, и не понял, где же дорога
на Асницу, которая мне нужна, и в результате уехал в Маево.
На этот раз я думал, что знаю, какая дорога идет в Асницу, или, может
быть, не в Асницу, так тогда в Нарично - как показано на карте, и в результате
можно попасть в Белое или прямо в Рукавец. Как же, как же ! Щаззз! Карман
шире!;-) Причем, что характерно, я и сейчас нисколько не сомневаюсь, что
дороги эти (обе!) существуют в реальности, и даже по одной из них (но только
по одной :) ) регулярно ездят люди. Только надо как бы эту дорогу увидеть...
В общем, грейдер по Паколово сразу поворачивает на 90 градусов вправо
- я уже знаю, что сам этот грейдер ведет в Бычки, далее асфальтовое шоссе
на Спастер, М9 и Маево. Прямо в месте поворота прямо продолжается совершенно
непроезжего вида колея, даже не одна, и скрывается за холмами. Будем пока
считать, что это и есть искомая дорога. Но так это или нет, я в следующий
раз проверял бы теперь уже с другого конца дороги - оно так менее рискованно
будет в плане возможности срыва похода.
В общем, уже после поворота направо от главной улицы Паколово влево
уходит ответвление. Причем, что бросается в глаза, оформлено оно офигенно
- и знак на нем "Уступи дорогу", и столбики бетонные перед перекрестком.
Вот туда и поворачиваю. Нет, если по известным дорогам ночью ездить пожалуйста
и сколько угодно, то на незнакомых трассах ночью лучше спать, нежели ехать.
Даже при луне. Все равно фигня выйдет. И вообще, спать-то когда-то надо
же!
Дорога такая грунтовая, среднего качества, нет, даже выше среднего.
Сразу после перекрестка поворачивает направо, и идет почти параллельно
грейдеру, постепенно удаляясь от него. Далее направление держится примерно
на запад, что позволяет идентифицировать дорогу как ту самую, которая,
согласно карте, должна идти в Нарично. Но тут этакий сюрприз - перекресток.
Справа такие холмки, и самая накатанная дорогу уходит туда, в дырку между
холмиками, выглядит - почти как в туннель. Там находится какой-то объект.
Не буду уточнять, что, сам на 100% не знаю, не буду гадать, но в общем,
сами понимаете, не то что близко приближаться не рекомендуется, а сразу
возникает желание ломануть как можно быстрее и как можно дальше отсюда,
и мысль, не поздно ли уже сматываться(я чуть в самый объект не заехал :(((
). В общем, может быть, объективно все и не так страшно, но место пренеприятнейшее,
хотя и красивое, если бы не было этого стремного объекта в "дырявом" холме.
Еще дорога уходит влево (на юг, блин!!!), и третья прямо. Почему-то еду
прямо (наверное, надо было как раз налево, но как будто бы прямо была более
накатанная дорога). Дорога идет уже в виде травяной колеи, ехать физически
уже несколько тяжелее. Дорога петляет серпанитном вокруг холмов, периодически
видны ответвления, но все они вроде бы (вроде бы!) только местные колеи,
связанные с сенокосом, т.к. вроде бы со всех сторон такой лес, через который
дорога проходить не может по определению. Но наконец и эта дорога входит
в лес, и явно идет вниз. Прямо в колее растут всякие кустики, местами поперек
дороги валяется тонкий ствол дерева. Ехать уже нельзя, скоро остается практически
только пешеходная тропинка, и вот справа видно озеро. Ветра нет, в нем
отражается и совершенно неподвижна одна из ярких звезд. Пытаюсь вылезти
влево. Очень тяжело, елки растут, и как будто бы там леса еще дофига. Внизу
верховое болото, совершенно бесперспективно пытаться пройти вдоль берега
на вытекающую из озера протоку, которая по идее должна бы привести куда-нибудь(очевидно,
я нахожусь около одного из маленьких озер чуть севернее самого оз. Нарично).
Эх, если бы была лодка :) Нет, лучше не надо: как раз в этом маленьком
озере долбанула рыба, и долбанула так, как будто она изображает из себя
нильского крокодила или, как минимум, гигантского морского ската. Такая
ведь и лодку пробьет, и не почешется, а не пробьет, так перевернет. Немного
подумав, перекусив и отдохнув, понимаю, что раз уж так глобально проглючил
посередь ночи, придется возвращаться в Паколово, здесь прямо ночевать психологически
неудобно. Втаскиваю на руках через эти завалы байк наверх, на тропинку,
которая опять превращается в дорогу, и так по своим же следам возвращаюсь
эти несчастные 3 километра, после перекрестка близ стремного "объекта"
даже сажусь на байк и еду в Паколово. Луна уже практически зашла, но становится
в целом светло, хотя до восхода солнца еще далеко. Однако ощущение, что
уже день, практически светло, все цвета различаются. Только солнце еще
не вылезло. Паколово, по грейдеру еду в сторону Спастера. На асфальте понимаю,
что реально очень вымотался на этом 7-километровом "глюке" - кажется, будто
еду по велотрассе в Крылатском. Хотя первый подъем, в самом начале асфальта,
как раз вполне достойный, это да. На следующей "яме" не могу даже
35 внизу выдавить - а ведь надо хотя бы 40, чтобы без проблем въехать по
инерции на второй подъем.
Над оз. Спастер поднимается туман - на самом деле, и над тем маленьким
озером туман тоже поднимался, но теперь уже достаточно светло, можно попытаться
сфотографировать. Хоть и паршиво, не со штатива же снимал, но что-то получилось.
В коровнике видно, что уже начали работать, и на улице появились отдельные
пешеходы. Наконец, пересекаю все еще пустынную трассу М9, и приезжаю в
Маево, где и сплю немного на станции. Но выспавшись, понимаю, что глупо
ждать пригородного, который пойдет только около 10 часов, когда можно проехать
уже сейчас по М9. Выезжаю из Маево. На М9 появились, конечно, отдельные
легковые машины, но сплошного потока фур все же нету - ехать вполне можно.
По мере движение ноги из совсем "ватных" приходят пусть не в совсем нормальное,
привычное, но все же рабочее состояние. Еду так где-то 20 км/ч примерно.
Как раз встает солнце, становится уже тепло. Вот и указатель поворота с
надписью "Zabel'e", а через пару сотен метров - и поворот налево, в Ребле.
Часть 2. М9-Пустошка.
От М9 в Ребле идет дорога, покрытая асфальтом, но довольно неровным,
в смысле, с торчащими камнями. В самом же поселке Ребле покрытие вообще
весьма специфическое - оно мне запомнилось еще в школьные годы, когда я
его впервые увидел и пощупал, так сказать, в пешем режиме. В общем, для
пешехода это была самая неприятная поверхность из всех встречающихся в
этой местности- жесткая, как асфальт, и неровная, как каменистая дорога.
И тогда я дал этому феномену такое определение, что это вообще не асфальт,
а не что иное, как гравий, вымазанный битумом (часть которого лежит монолитом,
часть же свободно катается поверх покрытия, причем вторая часть покрывает
собой львиную, если можно так выразиться, долю площади покрытия). И вот
теперь я первый раз пробую это характерное покрытие уже на велосипеде.
Ну что тут сказать - для велосипедиста это, конечно, не лучший асфальт,
но уже и не самый худший вариант. Сидеть всем весом не получается - вибрация,
но и катится велосипед сравнительно легко - больше похоже на асфальт или
хороший грейдер. В общем, я бы сказал, что это что-то хуже хорошего грейдера,
но лучше плохого.
Встречается несколько знаков "Крутые повороты", и дорога действительно
виляет, да еще на самых поворотах довольно неплохие уклоны: поселок на
самом деле растянут вдоль берега почти круглого озера Ребельское, откуда
протока впадает в оз. Ущо. Вот и водонапорная башня, поворот главной дороги
на 90 градусов направо. Поселок заканчивается, и вместе с ним заканчивается
и пресловутый асфальтозаменитель. Дальше идет грейдер, шириной в 2 полноценные
полосы. Но увы, увы, в этот момент состояние его было явно не лучшим (вообще-то
это классная дорога). М.б. сказалось, что недавно прошли гусеничные машины
или трактора, м.б. и то, что давно стояла сухая погода (не очень-то характерная),
и песок, где он был слишком обильно насыпан, был слишком подвижен, еще
не смешался хорошо с более мелкими и крупными фракциями. В общем, посередине
следы трактора - стиральная доска, а там, где ровно, с краю дороги - там
песок, выбирай на вкус. Не сказать, что дорога идет совсем уж горизонтально,
но в общем уклоны такие, как бы сказать, незначительные, такие, какие в
среднем в подмосковье ;)
Вот дорога проходит вплотную к берегу озера Ущо. Солнце уже достаточно
высоко, но не слишком - хорошее освещение. Фотографирую. Жалко, что только
"мыльница" с собой, да и времени всерьез фотографировать нет.
Кусок асфальта (уже нормального, настоящего) и хоть сколько-нибудь
заметные подъемы и спуски в селе Песчанка - и вновь грейдер. На обочине
дороги стоят толстые, кривые черные деревья - не берусь сказать какие.
Опять как-то не догадываюсь сфотографировать.
Перекресток - отходит дорога влево. Прямо - на Иватино, а влево - на
Логиново. Вообще-то, по науке, ходить надо, конечно, через Иватино, но
можно и через Логиново. Поворачиваю на Логиново, чтобы найти группу довольно
прикольных холмиков. Опять грейдер, наконец, Логиново, опять асфальт, вначале
подъем в гору в само село, сразу поворот направо. И на выходе из села,
сразу после спуска, кажется, что надо повернуть на дорогу, уходящую влево.
В общем-то, это правильно. Эта дорога идет уже типа травяной колеи, она
даже немножко мокрая, петляет между холмами и идется исключительно на второй-третьей
передачах. Вот слева и возникает сравнительно высокий холм, а рядом с ним
другие, поменьше. Ну, я, конечно, влезаю на этот холм и делаю несколько
снимков. Если это действительно тот холм, который нужно - серия снимков
будет носить гордое название "Плагиатъ", а может быть, это и не тот холм,
дофига их тут, а главное, трава зеленеет, но погода откровенно, подавляюще
засушливая, так что местность узнать очень трудно, большей части водоемов
издалека не видно вообще (ну, конечно, видно, но подсознательно их не признаешь
за водоемы). Но все равно - плагиатъ.
Ну хорошо, сфотографировать-то сфотографировал, но надо ведь и дальше
продвигаться. А тут возникает туча вопросов. Вкратце проблема такова: в
силу какого-то недоразумения, у меня нет ни карты, ни компаса. Хотя на
самом деле, от компаса тут толку мало, а карту как таковую я вроде немножко
на память знаю. На самом деле вот это то место, где как раз хорошо сочетание
бумажной карты и GPS. Но нету у меня его. Просто ходить по азимуту тут
невозможно - все пересечено черноольшаниками, расположенными в понижениях
рельефа.
По идее, думаю я, сейчас надо пойти на запад и сейчас же пересечь водную
преграду, потом еще на юго-запад, до Зайцево или около него, ну и дальше
уже дорога пойдет, через уже вторую водную преграду.
Вот, кажется, первая водная преграда. Только она какая-то не такая:
не струится, журча и звеня, не блестит, так сказать, водное зеркало. На
одной из фотографий видно, как выглядит эта водная преграда. Переходится
пешком, и что характерно, никаких признаков даже водной глади не наблюдается,
ноги при всем желании намочить просто негде. В общем, то ли засуха такая
крутая, то ли я уже малость "махнул". Хотя, на самом деле, в данном случае
слово "махнул" не вполне применимо, я так думаю - никакого четко заданного
маршрута с контрольными точками нет, промахнуться мимо центрального шоссе
(в смысле, грейдера, на самом деле) невозможно в принципе - а так есть
несколько возможных вариантов пути. Однако с картой соотнести то, как я
двигался по этому участку, я пока не смог. Дело в том, что в этом локальном
месте карта практически не отражает ничего - ни реальных дорог, ни всех
существенных водотоков, и деревни с хуторами показаны тоже довольно приблизительно.
Итак, первая водная преграда оказывается абсолютно сухой и пройдена.
Далее продвигаюсь куда-то примерно на юг, втаскивая байк на небольшие холмики
и спускаясь вниз. С одного из холмов вижу влево по курсу какую-то деревню
на вершине одного из высоких холмов. Представления не имею, что это за
деревня, единственное, что она где-то к югу, и по идее надо двигаться как
раз в том направлении. Спускаюсь вниз. Дальше можно, конечно, идти прямо
- через вершину следующего холма, но он достаточно высокий и крутой, так
что втащить туда байк довольно нелегко. Поэтому продолжаю двигаться по
дороге, в обход этого холма справа. По пути прохожу уже вполне ощутимую
водную преграду в виде классической лужи; течение в луже на глаз незаметно,
вода чистая, так что (наконец-то) представляется возможнось умыться и облиться
водой, т.к. уже давно весьма жарко. Однако, как и подобает луже, в она
сплошь покрыта куртинами травы (что-то вроде осоки - но сейчас сверху видно
фактически только сухую прошлогоднюю траву), по которым при определенной
аккуратности и учитывая, что сейчас все-таки в целом очень сухо и воды
мало, можно пройти лужу, не замочив ног. На практике, немножко воды все-таки
попадает в ботинок, однако через пару минут там и следов ее не остается
- вот что значит настоящая сушь.
*Примечание: под лужей здесь понимается водоем, расположенный, как
правило, в окружении луговой растительности, округлой или слегка вытянутой
формы, без ярко выраженного и заметного на глаз течения, характеризующийся
небольшой глубиной, сплошным чередованием учстков свободной водной поверхности
и плотных куртин травянистой растительности типа осок, дно, соответственно,
илистое. Лужа представляет собой обязательно самостоятельный водоем, в
отличие от берега озера, хотя в луже могут быть и сравнительно небольшие
сплошные участки свободной водной поверхности. Размеры луж бывают обычно
от 1-2 метров до нескольких десятков метров. В данном случае лужа была
около 20-30 метров шириной и, вероятно, несколько сотен метров длиной.
Вроде бы обошел холм справа, но той деревни уже что-то не видно, чем-то
закрыта оказалась. Ну ладно, продолжаю двигаться по дороге, которая, исходя
из простых геометрических соображений и согласно здравому смыслу, должна
пройти справа от деревни. Дорога пересекает полосу древесной растительности
(типа ольха), посередине которой протекает очередная водная преграда, на
этот раз в виде уже настоящего ручья, текущего и журчащего (течение - слева
направо, если смотреть до перехода ручья). В месте перехода ручей узкий
- около метра или чуть больше, глубина - около 15-20 см. Здесь течение
уже достаточное, чтобы дно было песчаное - все, что мельче, мгновенно смывается
вниз, однако берега - грязь по колено. Исхитрившись, вместе с байком в
руках перепрыгиваю водную преграду, погрузившись в грязь лишь по щиколотку,
но не по колено. Подождав несколько секунд, пока последствия переправы
смоет течением, смотрю воду. Вода чистая, очень прозрачная, но совсем не
бесцветная - окраска четко видна и в таком, 10-15-сантиметровом слое. Причем
если в луже вода прозрачная практически безальтернативно - течения же нет,
вся муть садится на дно, то здесь видно, что мути вообще достаточно мало,
ну и конечно, нет такого количества живности, как в стоячей луже. Посему,
а также потому, что жарко, и прохладнее точно не становится, вновь умываюсь
и обливаюсь водой, и продолжаю двигаться (все еще пешком) по дороге направо,
то есть вниз по течению ручья. Полоса древесной растительности вокруг ручья
как-то незаметно исчезает, а по левому берегу, по которому я иду, появляются
лужи-разливы, прижимающиеся вплотную к дороге, наконец, дорога проходит
уже прямо сквозь один из этих разливов. Тем временем слева возникает серьезного
вида гребень из холмов, покрытых лесом, а справа на одной из вершин становится
видно еще одну деревню. По идее, это, наверное, не та деревня, которую
было видно до переправы - та ведь была слева, то есть как бы выше по течению,
а эта ниже по течению, чем место переправы. Хотя фиг его знает, может быть,
я и описал траекторию в форме буквы зю. Теперь следовало бы, по науке,
упорно двигаться вдоль нашего ручья, пока не встретится пересекающая его
внушительная дорога с некими остатками моста через ручей, и вообще, очень
характерно выглядящее место. Но что-то лень становится так делать, учитывая,
что, как уже было сказано выше, мимо главной дороги промахнуться невозможно
никак. И где-то почти напротив деревни, когда встречается первая мало-мальски
внушительная дорога, идущая с того берега на этот, и поднимающаяся на вышеупомянутый
гребень слева, я сворачиваю на нее.
Дорога уже нормальная грунтовая, в колее травы нет, в принципе можно
уже ехать. Но недалеко - начинается подъем на гребень, и хотя на него в
такую сухую погоду было бы нетрудно въехать на первой-второй передачах,
только прижимая руль, чтобы байк под действием очень сильно смещенного
назад рюкзака не встал на дыбы, но по этому подъему, судя по его виду,
в мокрую погоду (а земля тут такая глинистого вида) очень сурово буксовали
трактора или как минимум, что-то вроде ГАЗ-66, и проели здоровенные колеи,
а между ними середина кривая, узкая, и под малейшей нагрузкой обваливается
в стороны, так что после того, как заднее колесо уходит в колею, становится
очевидно, что легче будет затолкать пешком в этот подъем, чем сваливаться
каждые 3 метра. Легче-то оно легче, но в таком режиме как бы самому ботинками
не забуксовать. Ну и вообще, подъем достаточно высокий, поднявшись наверх,
по-настоящему обливаюсь потом и восполняю потери жидкости. Дальше идет
спуск, но уже не такой крутой, и потому не настолько пробуксованный, правда,
по дороге проходит небольшая промоина, но ехать уже можно. См. соответствующее
фото. Если верить карте, это был водораздел между бассейном вышеупомянутого
ручья (впадающего в оз.Ущо) и ручья, протекающего через маленькое озеро
(см. ниже) и впадающего в р.Наричанку в ее нижнем течении. Снова подъем,
уже довольно незначительный, и вскоре появляется какая-то деревня. Основная
масса жилых домов слева от дороги, несколько расположенных отдельно домов
чуть раньше. Справа же водонапорная башня со здоровенным гнездом наверху,
а там стоит пара аистов. Справа налево (или слева направо?) тянется ЛЭП.
Еду направо и натыкаюсь на дорогу типа грейдера, на которую поворачиваю
налево, то есть на юг. На выходе из деревни делаю еще одну фотографию,
на которой видно этот самый грейдер, ЛЭП и некое кирпичное здание без крыши.
Есть определенные предположения, как называется эта деревня (скорее, село,
наверное), но не буду их тут высказывать - не проверено. Дорога идет очень
даже приличная, на одну полосу движения, только кое-где торчит песок, ну
и рельеф немножко заметен, особенно в состоянии некоторой усталости. Периодически
встречаются местные на дорожных или складных велосипедах, причем они едут
с такой легкостью, что просто ... кхм, такое ощущение, что просто не сосчитать,
сколько звезд велоспорта так вот пропадает :) Нет, правда, я просто не
представляю, как они так ездят круто. Вот проезжает вообще автомобиль -
ГАЗ-53, кажется, фургон. Из центра, видимо, проезжает...
Вот, примерно на 90-м километре пути (по велокомпьютеру, от Новосокольников)
мост через реку (Наричанку), подъем, там коровник и крупное село. Крупных
сел здесь может быть всего 3, но долго думать не приходится. После крестообразного
перекрестка - центра села - стоит автобусная остановка из серого кирпича
с надписью "Рукавец". Значит, Рукавец, то есть главный местный транспортный
узЁл и 2-й по значению центр цивилизации. Открыт магазин, захожу туда на
предмет еды и воды. Еды типа конфет-сухарей нет в принципе, а вода есть
только такая, что приходится удалиться, и набрать 2 литра воды из колонки.
Теперь надо определить, по какой из 4 дорог ехать. Вернее, из 3, по одной
ведь я только что приехал. В общем-то все довольно просто - я приехал с
севера, дорога налево, т.е. на восток - на Нарично, прямо, на юг - на Трехалево
и далее Невель, направо, на запад - на Никониху. Но вначале проезжаю прямо,
в сторону Трехалево, до Белого, стоящего на берегу одноименного озера.
Дорога на Трехалево уходит направо, а налево - асфальтированная (видимо,
только в пределах населенного пункта) дорога, очевидно, на Асницу-Паколово
- та самая, загадочная.
Разворачиваюсь и еду обратно через Рукавец. Обращают на себя внимание
несколько двухэтажных жилых домов из силикатного кирпича. Они выглядят
почти каким-то инородным телом, хотя наличники окон (или только имитация
наличников - не помню) и покрашены в ярко-голубой цвет. Здесь надо сделать
небольшое отступление, и пояснить, что жилой дом, вообще говоря, должен
выглядеть вполне определенным образом. Независимо от того, какого цвета
сам дом, обит ли он вагонкой или чем-либо еще, или ничем не обит, какова
его конструкция, есть или нет у него сбоку или сзади пристройки, чем покрыта
крыша - есть несколько вещей, которые соблюдаются очень строго. Основных,
характерных признаков 2.
Первый: крыша двускатная, а во фронтоне, внизу, обязательно проходит
небольшой дополнительный скат, не какая-то незаметная или не выделяющаяся
полоска жести, а именно полноценный скат, покрытый обычно тем же, чем и
основные скаты крыши. И второй: наличники окон покрашены, как правило,
в небесно-голубой цвет. Это - стандарт, хотя, конечно, встречаются и исключения.
Ну и вообще говоря, эта тенденция относится не только к жилым домам.
Еще обращают на себя внимание многочисленные похожие друг на друга
щенки с круглыми мордочками, активно реагирующие на всех проходящих и проезжающих.
Дальшн дорога идет на запад, и ветер, соответственно, дует встречный.
Дорога по такой сухой погоде делается совсем песчаной и пыльной, рельеф
становится еще круче, хотя в разумных пределах. Точнее говоря, он состоит
из постоянных коротеньких спсков и подъемов, но встречный ветер и особенно
сухой песок, угрожающий падением, не позволяют разгоняться на спусках,
чтобы облегчить вход на подъем. В мокрую погоду здесь наверняка было бы
легче ехать, да и не так жарко.
Примыкание дороги слева - это из Белого, можно было бы и по ней проехать,
мост через реку - это опять Наричанка, теперь она идет уже слева от дороги.
Никониха - достаточно крупное село, замечаю, что как и в Рукавце, народу
что-то много. Ну тут сказывается, видимо, и теплая погода, и майские праздники
- дачники и сезонные на месте, рыбаки опять же. Еще здесь отмечается щенок
того же типа, что и в Рукавце - с круглой мордой. Ну и что в Никонихе,
конечно, учудили - это булыжная мостовая!
Ответвление дороги направо, на Горушку, обычно с трудом проходимой
даже пешком (это фактически коровья дорога) как-то не замечаю, пропускаю,
а ведь это, пожалуй, самая восточная точка этой трассы, где я уже бывал
ранее, и соответственно, начиная отсюда еду уже по более-менее знакомой
дороге. Да, здесь в покрытии дороги встречается довольно много отдельных
булыжников или галечника, да и мелкие обкатанные камушки валяются. Слева
видна ярко выраженная долина Наричанки, но самой реки не видно за зарослями
(лесом это дело я бы не стал называть, наверное). Наконец, справа открывается
вид на ряд холмов, из-за которых торчат крыши домов, а чуть позже становится
видно озеро непосредственно около дороги. Название озера я не знаю; оно
имеет вытянутую с севера на юг форму, а глубина его, если верить агентурным
сведениям, очень невелика. Тем не менее, на озере базируется рыболовецкий
флот в составе деревянной лодки, ну и уж само собой, приезжают рыбаки и
с надувными. Когда я проезжаю, как раз на озере плавает лодка, и в ней
двое рыбаков. Делаю несколько фотографий, на первой из них даже можно заметить
эту самую лодку.
Далее дорога пересекает с помощью трубы ручей, вытекающий из этого
озера - тот самый приток Наричанки. Еще немного, и вот справа, внизу, видна
деревня ***1, через которую уходит дорога, идущая далее вдоль восточного
берега оз. Беленькое в Горушку. "Центральное шоссе" здесь поворачивает
немного влево, и приходит в деревню ***2. Отделение связи, магазин, естественно,
закрытый нафиг. Опять, паньмаишь, толпа народу... Здесь обхожу новоявленные
огороды, и выхожу на, тыкскыть, финишную ...кхм, кривую. Погода сейчас
сухая, и только здесь, пожалуй, это большой плюс в плане легкости собственно
процесса езды на велосипеде. После хорошего снежка тут бы враз такой велокросс
сделался, что мало не покажется :) Раз подъем, спуск... Там, где-то наверху,
на холме, трое ребятишек на складных велосипедах. Нет, не на велосипедах,
с велосипедами. Катят руками. Порожние ;) Переходят на спуск, садятся...
Ну наконец, хоть здесь, блин, сатисфакция какая-никакая моральная ;) "Аист",
говоришь, "Десна" или "Салют" рулит? Не на всяком, однако, все-таки рельефе
;) Включаю с запасом - 1х1, 24/34, въезжаю на последний подъем прямо по
дороге. Обхожу, опять же, по дороге, здание слева. Сортир сзади - о чудо!
- стоит. Даже дверь отвалившаяся ранее как бы на место присобачена. Однако,
у здания отмечаются некоторые повреждения. Похоже, опять, уже в который
раз, серьезные проблемы с крышей. И - шайтан их дери, - в западной половине
какой-то ... за каким-то выломал на... подоконник и кирпичную кладку стены
до уровня крыльца. Нет, ну что за люди, а? Еще скажи спасибо, стекла вост.
половины большей частью целы. Здание же Б. находится в более чем неудовлетворительном
состоянии: в крыше огромнейшие дыры, стены некрашеные совсем и т.д. Но,
что само по себе удивительно, вопреки предсказаниям, нафиг пока еще не
обрушилось, хотя действительно, может рухнуть в любой момент.
В общем, время около 12.00, пожалуй, надо немного отдохнуть после почти
5 часов непрерывного движения, не считая коротких стоянок и фотографирования.
Выпиваю более, чем 0,5 л воды, взятой в Рукавце. Теперь 2 варианта, один
другого лучше(то есть, у каждого есть несколько подвариантов :) ). Вариант
первый: возвращаться "тарзаном" сегодня же вечером, чтобы прибыть
в Москву электричкой 4 мая около 15 часов. Подвариант первый: ехать отсюда
в Пустошку по М20, оттуда пригородным до Новосокольников или Великих Лук,
и оттуда уже на "тарзане". Подвариант второй: ехать своим ходом каким-либо
маршрутом по выбору в Новосокольники. С бодуна, вероятно, сразу отметается
промежуточный, самый разумный и идеологически выверенный вариант: ехать
в Забелье, и уж если совсем сглюкну, сторможу и ваще трындец опоздаю на
поезд, потихоньку - времени дохренища - по М9 доползти до Новосокольников.
Почему-то думаю, что все равно не успею... Якобы, по расчетам, до Забелья
никак не меньше 3,5 часов ехать, а для этого надо часик отдохнуть, будет
13.00, плюс 3,5 будет 16.30, а это уже У-У-У! - рискованно. Да уж, 3,5
часа до Забелья... Это на велосипеде-то ;) Это ж суметь надо так проглючить.
Блин, трус, голова как арбуз. Слабак ;) На самом деле, если нормально переть,
даже в таком усталом немножко состоянии, пожалуй, на 2,5 часа можно было
бы рассчитывать, 1,5 часа запаса было бы на всякие дела, тем более, что
вода нынче низкая. Ну и вообще - если уж опоздать на поезд, так лучше в
Забелье, чем в Пустошку - как никак, на 16 км меньше до Новосокольников.
По Невелю у меня, к сожалению, нет с собой расписаний - не распечатал я
их, как и карту, т.к. не собирался как бы сюда, но все же поехал. Если
бы были, и был бы подходящий поезд, м.б. и рассматривался бы третий подвариант.
Ну и второй вариант - сейчас отдохнуть получше, нормально поспать здесь,
и к утреннему поезду, который идет в 4 с чем-то из Гарнеи, кажется, или
Посини до Великих Лук, оттуда в 8 с чем-то до Нелидово, с него пересадка
на пригородный до Ржева. Если будет тот день, когда он идет до Шаховской
- то и хорошо, а если не идет - то своим ходом до Шаховской или Волоколамска,
и вечерней электричкой в Москву, с прибытием вплоть до полуночи или, возможно,
позже. В принципе, я бы склонялся к этому варианту, как более удобному
и намного менее напряжному, поспать, опять же, надо по-человечески. Но
этот вариант отпадает по одной простой причине: здесь нет сотовой связи,
и я не могу позвонить домой, предупредить, что планы изменились, и по времени
прибытия. Ну и вообще-то 5 мая в универе зачет намечался.
Итак, выбран не самый лучший подвариант первого варианта -прямо сейчас
ехать в Пустошку к пригородному поезду. Считаю: до Пустошки примерно 40
км (на самом деле оказалось 33 км), поезд примерно в 16.30, ехать надо
к 16.00 (билет взять, ну и на случай прокола, например - кто ж ее знает,
трассу-то эту М20). Значится, выскакивать надо прямо сейчас, максимум в
12.30. Хоть и не отдохнул еще как следует.
Делать нечего - ничего даже толком не сфотографировав, возвращаюсь
в ***2, ухожу на дорогу влево, заезжаю в "любимый" подъем (который и пешком
чувствуется отчетливо). Левый поворот. Скатываюсь вниз, обходя валяющиеся
камушки, спешу, 35 км/ч, правый поворот - жа-а-ах в песок, но вроде удерживаюсь,
вот и мост через протоку из оз. Беленькое в оз. Долысское - а само Долысское
рядом, слева, только его с дороги не видно. Подъем, поворот направо на
ответвление на Таланкино, оттуда влево на ответвление на 495-й километр.
Дорога по полю, далее - через лес, это хорошо, т.к. там тень и солнце не
жарит, и встречный западный ветер тоже практически не дует. Вначале все
здорово, лес лиственный в основном, потом уже появляются сосны и дорога,
соответственно, становится песчаной. В какой-то момент дорога проходит
вообще рядом с небольшим песчаным карьером, и тут ехать вообще не удается.
Рельеф весьма и весьма, но вот, все же, и М20, 495-й километр. Не останавливаясь,
поворачиваю по ней направо и пытаюсь набрать скорость. Ну вроде 27 набрал,
но что-то туговато идет, явно долго так не протянется. На рога лечь не
выходит - мешает заплечный рюкзак, похоже, он просто перегружен - но вот
на грунте я этого просто не замечал. На первой же остановке разгружу его
насколько возможно - в велорюкзаке места достаточно, но не сейчас. На каком-то
небольшом, но длинном подъемчике скорость резко падает, ну и я просто выбираю
продолжительный режим. Скорость 18-21км/ч. Километры тянутся нарочито медленно,
ни слева, ни справа никаких ориентиров не видно, все одинаково, лес. Вот,
наконец, Таланкино - и снова лес, скорость та же. Постепенно возникает
рельеф. Скорость еще падает, уже 14-15 км/ч! Через несколько километров
все-таки останавливаюсь, и отдыхаю минут 10. Совсем жарко, как раз около
астрономического полудня, на небе почти ни облачка. Так и не отдохнешь
особенно, приходится даже раньше начинать ехать. Скорости те же. РУдо -
так называется и озеро, и населенный пункт. Но на дорожном знаке последний
почему-то назван "Руда". Кажется, в спину начинает дуть попутный ветер
- уже немножко легче. Опять дорога, асфальт все того же среднего качества,
и это тоже играет роль. Кажется, велорюкзак, теперь уже достаточно тяжелый,
заметно гасит вибрацию от неровностей дороги, но все-таки недостаточно,
при том, что на спине все-таки остается заплечный, хоть уже и менее загруженный.
Скорость опять даже на спусках едва достигает 20 км/ч (только спуски ли
это на самом деле были ;) ), а так все те же 14. Линец. Опять минут 5 отдыхаю.
Еду дальше, но тут очень скоро возникает ощущение, что к велосипеду приделали
моторчик,такой слабенький, но заметный. Ну и ветер вроде тоже попутный
дует, но не только в этом дело. Блин, да это ж водораздел был! Теперь скорость
уже наоборот не падает ниже 22, а так доходит и до "нормальных асфальтовых"
значений под 40. Только тут возникает одно западло - при неосторожном переключении
на большую звезду цепь сбрасывает - переклюк был во время прогулки отрегулирован
неправильно, но не было случая раньше, чтобы нарваться на это. Так что
переключаюсь осторожнее. Заболотно, скоро и поворот на М9, потом сама М9,
начинается Пустошка, мост через р. Крупея. Все, халява кончилась :) Дальше
подъем, но время только около 14.00, так что уже ясно, что можно отдохнуть.
Покупаю в магазине газировку, иду на станцию ждать поезда. На спидометре
135 км, ехал где-то чуть меньше 14 часов всего. Пересадку делал в Великих
Луках, и там еще километров 10 накатал по городу, чтобы доехать до магазина
и купить там килограмм сыра. Магазин прямо напротив вокзала, но не лазить
же с груженым велосипедом по пешеходному мосту :). Народу на дорожных велосипедах
полно, большей частью повороты руками показывают, все цивильно. Но откуда
столько скепсиса, тыкскыть, по отношению к байкам? Не все ж только по городу
ездить, горы - они ж вот, рядом. Хотя нет, конечно, и два-три байкера встретились.
В первом часу ночи нервная посадка в "тарзан", дальше, наконец, можно нормально
выспаться до Ржева - дальше просто спать уже не хочется, а то можно было
бы. В Москву приезжаю на Рижский вокзал коло 14 часов. Нет, все-таки по
Москве еду тухловато, кажется. И из дома - сразу в МГУ, вокруг какая-то
чертовщина, народу на велосипедах тьма... Хорошо, что я на этот раз пешком
:)
Но что интересно, ноги не болят - усталость мышц не позволила перегрузить
ни их, ни суставы, похоже. На следующий день ехал в МГУ на велосипеде -
правда, на контактах. Ехалось, наоборот, очень легко. Такая вот история,
такой вот "Тур де Ф*****" недоделанный вышел. Как говорил Ленин, учиться,
учиться, и еще раз учиться!